Правила волейбола — тесты

основные правила волейбола

Детские вопросы? Тесты по правилам волейбола

Проблема каждый спортсмен-игровик должен знать правила своего вида спорта и организации соревнований. Тренеры уделяют этому вопросу должное внимание, но часто всё сводится к механическому заучиванию, что не позволяет в должной мере применять знания в судейской практике. Отсутствие самостоятельного полноценного анализа изучаемых правил и применения их на практике подтолкнуло нас ввести в образовательный процесс регулярное, систематическое тестирование по данной теме с использованием электронных тестов. Подобное тестирование поможет тренерам не только сэкономить время, но и определить, какие разделы правил наиболее трудны для понимания.

Мы предполагаем, что наш проектный продукт можно будет использовать в работе и школьным учителям физической культуры при проведении уроков волейбола.

Всё началось с того, что наш руководитель Ольга ГУЗАНОВА задала нашей группе из десяти человек простой (так нам казалось вначале) вопрос: «От чего зависит победа в соревнованиях по волейболу?». Мы стали перечислять: техническая подготовленность, и тактические установки, и психологический настрой, и опыт, и взаимодействие и взаимопонимание игроков, и знание правил игры. На второй вопрос: «Как можно быстро и точно определить, хорошо ли вы знаете правила?» — мы сразу ответить не смогли. Многие были уверены, что это возможно определить только в процессе соревнований. Правил очень много, и главное — не только знать их, но и уметь применять в судейской практике. Тут мы вспомнили про различные виды тестирования, которые очень часто проводят учителя физической культуры в общеобразовательной школе. Но отвечать на вопросы в бумажной версии не очень интересно, да и схемы официальных жестов судей там обычно представлены в виде рисунков, и не всегда понятно, что на них изображено. Вот если бы тесты были в электронном виде… Тут и возникла идея попробовать самим создать электронный тест. Но с чего начать?

План и его реализация

Любая работа начинается с планирования. Наш план выглядел так:

1. Определение темы и цели проекта. С этим не было проблем. Цель проекта предельно ясна: разработать тест в электронной форме для осуществления контроля усвоения знаний учащихся по правилам организации и проведения соревнований по волейболу.

2. Определение времени, необходимого для достижения цели, — 2 недели.

3. Проведение социологического опроса учащихся, посещающих секции волейбола, и их тренеров. Для данного этапа работы было выделено наибольшее количество времени — 5 дней, так как необходимо было не только получить ответы, но и обработать полученную информацию — определить основные разделы правил волейбола для тестирования. Мы решили спросить у всех, кто занимается в секции волейбола, и у тренеров. Каждый из нас выбрал группу, которую будет опрашивать. Мы задавали один и тот же вопрос: «Какие разделы правил наиболее трудные?». Все ответы мы фиксировали и записывали.

4. Распределение функций и направлений деятельности. Мы поняли, что необходимо распределить функции нашей проектной группы. Так, у нас появились компьютерщики — те, кто будет создавать тест в электронных таблицах; дизайнеры — те, кто будет рекомендовать компьютерщикам, как лучше оформить тест; фотограф, который сделает снимки для наглядной иллюстрации вопросов; искатели точной информации по правилам волейбола. Составители на бумаге разрабатывали вопросы и варианты ответов к ним, а аналитик следил за соблюдением плана работы, фиксировал всё в журнале и впоследствии должен был представить описание работы.

5. Определение формы и содержания будущего теста. Это стало возможно после анализа результатов опроса. Группа искателей информации выделила несколько самых важных областей правил: официальные жесты судей, запросы на перерывы и замены, наказание за неспортивное поведение, игровые действия, поведение игроков. Основным источником информации для нас стали официальные правила волейбола. Однако много раз мы обращались по поводу разъяснения правил на сайт www.volley.ru, а также к изданию В.А. Кунянского «Волейбол. О судьях и судействе» (М.: СпортАкадемПресс, 2002). При создании вопросов к тесту мы также познакомились с книгой П.А. и С.Б. Киселёвых «Тестовые вопросы и задания по физической культуре» (М.: Глобус, 2010).

Затем на общем собрании всей группы нам предстояло определить и конкретизировать содержание теста: сколько вопросов будет в тесте, какую форму они будут иметь, сколько предполагается вариантов ответов, какими будут критерии оценивания?

В соответствии с количеством разделов три участника нашей группы (разработчики теста) приготовили вопросы. Количество их изначально превышало заранее оговоренное число. Это было сделано специально: ведь каждый вопрос должен быть утвержден решением всей группы.

После утверждения вопросов дизайнеры предложили несколько вариантов оформления электронного теста. Было выбрано два варианта: в виде обычных вопросов и вопросов с изображениями (фотографиями). Вначале все вопросы мы поместили на один лист электронной таблицы. Такое расположение делало тест громоздким и неудобным в использовании. Поэтому было решено создать книгу Microsoft Excel на трех листах и разработать критерии отдельно к каждому. Таким образом, вместо одного теста у нас получилось три. Причем в третьем разделе наши дизайнеры полностью отказались от использования рисунков и предложили фотографу сделать снимки официальных судейских жестов, демонстрируемых одним из нас. Так у нас появилась еще одна функция участника проекта — фотомодели.

6. Разработка теста в программе Microsoft Excel. На этом этапе в работу включились компьютерщики, которые непосредственно создавали программу. Одновременно с ними вел работу фотограф. Он передавал снимки компьютерщикам, а те вставляли их в программу. Четыре дня ушло на формирование электронного теста. Все с нетерпением ждали результата.

7. Применение теста на учебнотренировочном занятии. Готовый тест был представлен группе тренеров-преподавателей, которые сначала сами с большим интересом отвечали на вопросы, а затем предложили ответить на них своим воспитанникам. Это было сделано для того, чтобы определить, какое количество времени необходимо для ответов на вопросы. Мы зафиксировали время — получилось около 20—25 мин. Общим решением было принято отводить на тест не более 25 мин. К сожалению, этот пункт мы не запланировали в начале нашей работы. Необходимость данной процедуры мы увидели уже тогда, когда тест был готов к использованию. Несмотря на это, мы уложились в график, и тест был готов вовремя.

Затем мы презентовали его в различных группах секции волейбола на учебно-тренировочном занятии по теоретической подготовке. Мы считаем, что добились своей цели — ведь всего за 25 мин. тренеры смогли определить уровень знаний правил волейбола у своих воспитанников, а само тестирование вызвало большой интерес у занимающихся.

8. В заключение все материалы: план и журнал работы над проектом — были переданы аналитику для составления отчета.

Выводы

Вследствие увеличения объема учебно-тренировочного времени в сторону техникотактической подготовки в соревновательном периоде и ограниченного количества часов, отведенных на детальное изучение правил игры, данная форма организации контроля по усвоению знаний (тестирование) является наиболее оптимальной. Она позволяет в кратчайшие сроки не только определить уровень теоретической подготовленности спортсменов, но и выделить область наиболее проблемных для усвоения и понимания правил игры учащимися конкретной группы.

Для нас же данная работа над проектом была интересна еще и потому, что мы имели возможность попробовать самостоятельно организовать свою деятельность в группе, где каждый участник выполнял определенную функцию. Общий результат мы смогли получить благодаря тому, что каждый ответственно отнес -ся к своей работе. Мы получили возможность научиться договариваться, искать компромиссы и в то же время отстаивать свое мнение. Такая деятельность помогла нам, что называется, раскрыть свои таланты, использовать свои умения.